- Главная
- Справочные материалы
- Справочные материалы
- Обзор ступичных подшипников и узлов
Обзор ступичных подшипников и узлов

Ступичные узлы входят состав легкового, железнодорожного транспорта и спецтехники, производственных и обрабатывающих станков. В их конструкции чаще всего используют шариковые или роликовые конические подшипники. Они испытывают существенную нагрузку и часто работают в неблагоприятных условиях:
- подвергаются вибрации от других узлов оборудования;
- испытывают тряску при движении по неровной поверхности;
- действуют в загрязненной среде с высоким уровнем влажности;
- подвергаются нагреву и охлаждению в широком температурном диапазоне.
При этом к ступичным подшипникам предъявляют высокие требования. Они должны быть надежными и долговечными, простыми в установке и обслуживании, эффективными.
Крупные производители, включая SKF, FAG, NSK, разрабатывают специальные серии подшипников для ступичных узлов автомобилей, спецтехники, производственного оборудования.
Решения от SKF
Крупные подшипниковые бренды рекомендуют использовать в составе ступичных узлов одиночные подшипники следующих серий:
- с уплотнениями низкого трения. Эти радиальные шарикоподшипники заполнены маловязкой смазкой и имеют сепаратор с особой конструкцией. Их главная задача – снизить уровень трения, повысить эффективность использования энергоносителей;
- из серии Explorer. Они также оснащены уплотнениями низкого трения, адаптированы для малых и средних нагрузок, смазываются пластичной смазкой. Производитель указывает, что такие подшипники сокращают потери на трение более чем на 30%;
- с антифрикционным заполнителем. Вместо стандартной пластичной смазки в таких механизмах используется фирменный материал Solid Oil – насыщенная маслом полимерная матрица. Модели подходят для мест с вероятностью сильного загрязнения и увлажнения.
SKF – лидер по изготовлению ступичных подшипников для грузовой спецтехники. Для такого транспорта производитель предлагает одинарные роликовые механизмы с дорожками индукционной закалки и точным преднатягом. Их продают отдельно или в составе ступичных узлов для ведущих и ведомых колес, прицепов. Сборочные конструкции бренда отличаются простотой монтажа, высокой эффективностью и долговечностью.
В каталоге SKF есть системные решения для ступичных узлов. В том числе с интегрированными датчиками скорости, автоматикой для контроля тяги и ABS.
Решения от NSK
Компания NSK выпускает ступичные узлы для ведущих и ведомых осей, с вращением по наружному или внутреннему колесу. Они представлены в трех сериях:
- HUB I – двухрядные радиально-упорные шариковые или роликовые подшипники без дополнительных деталей. Они имеют сдвоенные кольца и встроенное уплотнение. Легко устанавливаются и не требуют настройки преднатяга.
- HUB II – корпусные фланцевые подшипники с монтажной площадкой и крепежными болтами. Такие узлы обеспечивают высокую скорость ремонта, подходят для использования в экстремальных условиях.
- HUB III – корпусный подшипник с фланцевым наружным и внутренним кольцом. Крепятся к кузову, картеру ведущего моста, могут зацепляться с концом вала ШРУСа. С таким узлом легко сочетаются датчики АБС.
- Подшипники со встроенными датчиками АБС. В отличие от узлов других марок, узлы NSK содержат кольцевые пассивные датчики с магнитными кольцами высокой эффективности. Они компактнее и легче аналогов, не боятся попадания грязи и твердых частиц, поддерживают передачу сигнала на малых оборотах.
Отдельную категорию составляют подшипники NSK для ступиц с обжимкой. Они предназначены для ведомых колес и состоят из меньшего количества деталей, чем узлы с гаечной фиксацией. Среди их преимуществ – более низкая стоимость за счет экономии комплектующих, облегченная процедура крепления на вал.
Решения от бренда FAG
Производитель Schaeffler, которому принадлежит бренд FAG, широко известен среди владельцев легковых и грузовых автомобилей, спецтехники. Изготовитель предлагает полный спектр стандартных подшипников и комплексных решений для ступичных узлов:
- одиночные конические роликоподшипники для грузового транспорта – выдерживают высокую нагрузку и не занимают много места;
- комплекты из пары модифицированных подшипников и фиксирующим кольцом – сочетают преимущества стандартных подшипников и упрощенный монтаж;
- ремонтные комплекты, полностью готовые к установке, а также предварительно собранные блок-подшипники, смазанные на весь срок службы;
- ступичные модули с крепежом, кольцом ABS и т.д.
Продукция Schaeffler адаптирована для профессиональной установки и замены в независимых сервисных центрах. Производитель продумывает комплектацию ремкомплектов, чтобы обеспечить качественную фиксацию подшипника, правильный преднатяг и точную соосность.
Также Вам могут быть интересны эти статьи
Подшипниковые изделия в магазинах представлена широкой линейкой зарубежных и российских производителей. Что из этого ассортимента выбрать: дорогую модель известного бренда или менее популярного производителя, но по более доступной цене? Всегда ли стоит покупать оригинал детали, или можно обойтись аналогом?
Популярность роликовых подшипников обусловлена их преимуществами. Если сравнивать с шариковыми подшипниками, их грузоподъемность в 2 раза выше, а показатели вращения практически не отличаются от радиальных.
Покупка подшипника зачастую становиться непростым делом, так как даже опытные специалисты не всегда знают все обозначения в маркировках.
Маркировку ставят на внутреннее и внешнее торцы колец при помощи травления, клеймения или электроискровым методом. В случае невозможности нанесения расшифровки на деталь, ее указывают в технической документации.

- d внутренний Ø, мм: 25 мм
- D наружный Ø, мм: 52 мм
- B ширина, мм: 20.6 мм

- d внутренний Ø, мм: 20 мм
- D наружный Ø, мм: 47 мм
- B ширина, мм: 14 мм

- d внутренний Ø, мм: 7 мм
- D наружный Ø, мм: 19 мм
- B ширина, мм: 6 мм