- Главная
- Справочные материалы
- Справочные материалы
- Класс точности подшипника
Класс точности подшипника

Как определяется и маркируется, на что влияет?
При выборе подшипника покупатели в обязательном порядке учитывают класс точности изделия. Этот параметр определяет важнейшие геометрические параметры механизма, допустимые отклонения и другие характеристики:
- размер посадочного отверстия;
- толщину стенки;
- ширину внутреннего кольца;
- параметры дорожек качения;
- точность формы элементов кольца;
- наружный диаметр;
- ширину наружного кольца, его отклонения от идеальной формы;
- монтажную высоту;
- биения механизма в сборе (радиальные, осевые) и т.д.
От класса подшипника зависят технические требования к сопряженным механизмам, посадочным валам и корпусам. Точное устройство будет работать долго и эффективно только в соответствующем окружении.
Основные параметры подшипников качения каждого класса отражены в ГОСТ 520-2011. Соответствующие характеристики отражены и в документах системы ISO, которые регламентируют качество продукции большинства крупных европейских брендов.
На что влияет точность подшипника?
Класс точности определяет КПД, особенности функционирования и сферу использования подшипника. От него зависят основные параметры, которые учитывают при выборе изделия:
- максимальная скорость вращения;
- величина потерь на трение, тепловыделение;
- громкость издаваемого шума;
- степень вибрации при эксплуатации;
- срок службы механизма.
Точность подшипника имеет принципиальное значение в узлах, которые вращаются со строго заданными параметрами и должны иметь максимальный КПД. Это относится, в первую очередь, к прецизионным механизмам. Например, обрабатывающим центрам с ЧПУ, полиграфическому оборудованию, некоторым транспортным средствам, медицинской технике, роботам и т.д.
Прецизионные подшипники имеют высокую стоимость. Разница в цене механизмов одного типоразмера, но разной точности, может достигать нескольких сотен процентов. Это связано со сложностью и энергозатратностью производства прецизионных устройств.
Для решения большинства задач в приборостроении, машиностроении, транспортном сегменте промышленности достаточно подшипников нормальной точности. Они имеют оптимальное соотношение стоимости и КПД, обеспечивают корректную работу бытовой техники, автомобилей, строительных и сельскохозяйственных машин, конвейерного, производственного оборудования и т.д.
Классы точности согласно ГОСТ
Современный российский стандарт предлагает шесть основных классов точности для подшипников с телами качения. В маркировке они отображаются числовым индексом:
- 7, 8, 0 – нормальная точность;
- 6 – повышенная;
- 5 – высокая;
- 4 – прецизионная;
- 2 – сверхпрецизионная.
Ранее отечественные стандарты предполагали буквенное обозначение восьми классов точности, при этом для некоторых из них нет аналогов в современной маркировке. Например, индекс «Н» обозначал подшипники нормальной точности, «В» - высокой, «А» – прецизионной, «СА» – особо прецизионной и т.д.
Подшипники с индексами 7 и 8 предназначены преимущественно для неответственных узлов. Изделия могут также содержать литеру У после цифрового обозначения. Она указывает на повышенную точность монтажной высоты конических механизмов.
Зарубежные и фирменные шкалы точности
В наиболее популярных системах, регламентирующих параметры подшипников – ISO 492 и ABEC – предложено по шесть категорий точности:
- P0 или 1 – нормальная, соответствует российской 0;
- P6 или 3 – повышенная (6 в отечественной классификации);
- P5 или 5 – высокая (5 по ГОСТ)
- P4 или 7 – прецизионная (4 по российской системе)
- P2 или 9 – сверхпрецизионная (2 в маркировке согласно ГОСТу).
Если на корпусе или коробке подшипника нет соответствующего обозначения, класс точности по умолчанию считают нормальным. В некоторых случаях маркировка отсутствует на прецизионных и сверхпрецизионных изделиях, однако об этом есть соответствующее упоминание на заводской упаковке и в прилагаемых документах.
Некоторые производители предлагают собственные системы оценки класса точности подшипников. Например, компания SKF сочетает в маркировке обозначение точности размеров, зазора и вращения. Их изделия имеют обозначения P63, P4A и т.д, где первая литера и цифра соответствуют классу точности по ISO, а третий знак – зазор или точность вращения.
Отдельные обозначения разработаны для классов точности тел качения. Согласно ГОСТ и DIN подшипниковые шарики подразделяются на одиннадцать групп (соответственно от G3 до G200 или от G700 до G3 в порядке увеличения). Ролики и игольчатые элементы имеют меньше классов.
Если вы хотите выбрать подшипник с подходящими характеристиками для конкретной задачи, обращайтесь к специалистам нашего магазина. Мы поможем купить изделия с нужной точностью, зазором, уплотнением.
Также Вам могут быть интересны эти статьи
Подшипниковые изделия в магазинах представлена широкой линейкой зарубежных и российских производителей. Что из этого ассортимента выбрать: дорогую модель известного бренда или менее популярного производителя, но по более доступной цене? Всегда ли стоит покупать оригинал детали, или можно обойтись аналогом?
При рядовой эксплуатации механического оборудования наблюдаются внезапные и постепенные отказы подшипниковых узлов. В этом случае подшипник частично или полностью утрачивает свою работоспособность. Чтобы избежать преждевременных отказов подшипников, необходимо знать основные виды повреждений и методы их обнаружения.
Популярность роликовых подшипников обусловлена их преимуществами. Если сравнивать с шариковыми подшипниками, их грузоподъемность в 2 раза выше, а показатели вращения практически не отличаются от радиальных.
Ранее мы уже рассказывали о таких деталях как манжеты, сальники и, конечно, подшипники. Сегодня мы рассмотрим не менее важную деталь агрегата – втулку. Втулки начали применяться ещё в 19 веке, а история её создания напрямую связана с модернизацией велосипеда. Французский инженер Моро в 1897 году создал втулку со свободным ходом, в результате чего исчезла необходимость постоянно крутить педали.

- d внутренний Ø, мм: 25 мм
- D наружный Ø, мм: 52 мм
- B ширина, мм: 20.6 мм

- d внутренний Ø, мм: 20 мм
- D наружный Ø, мм: 47 мм
- B ширина, мм: 14 мм

- d внутренний Ø, мм: 7 мм
- D наружный Ø, мм: 19 мм
- B ширина, мм: 6 мм