- Главная
- Москва
- Справочные материалы
- Общая информация
- Что такое «зазор подшипника»: виды, обозначение, измерение
Что такое «зазор подшипника»: виды, обозначение, измерение
При выборе подшипника для производства необходимо обратить внимание на зазор изделия. Параметр оценивает движение колец относительно друг друга. Влияет на срок службы деталей, шумы и вибрации, нагревание металла.
При выборе подшипника для производства необходимо обратить внимание на зазор изделия. Параметр оценивает движение колец относительно друг друга. Влияет на срок службы деталей, шумы и вибрации, нагревание металла.
Классификация
Выделяют два основных типа:
- радиальный (увеличенный тепловой) при смещении перпендикулярно оси вращения между внутренней поверхностью внешнего кольца и лицевой внутреннего. В процессе работы механизмы вала и корпуса нагреваются, что приводит к термическому расширению деталей оборудования. Первостепенная цель зазора — освободить пространство для расширения колец и тел качения;
- осевой при смещении колец во время движения в осевом направлении относительно друг друга. Применяются для производственного оборудования с высокой скоростью вращения. Главная задача этого типа — обеспечить точность работы устройства. Чем меньше осевой зазор, тем выше точность вращения.
Правильно подобранный индивидуальный зазор изделия под производственные задачи предотвратит преждевременное изнашивание деталей и дорогостоящий ремонт оборудования.
Также существуют три других типа зазоров: начальный, посадочный и рабочий.
Начальный
Начальным называют зазор до его установки на оборудование. Исходные данные указывают в паспорте изделия. Значения параметра варьируются от 1 до 9.
Например, двухрядный роликовый подшипник из третьей группы с классом точности нуль имеет маркировку 30-3610H.
Группы зазоров и их обозначения регламентированы ГОСТ 24810-2013:
Наименование типа подшипника |
Группа внутренних зазоров |
Шариковый радиальный однорядный: - с цилиндрическим отверстием - с коническим отверстием |
6, нормальная, 7, 8, 9 2, нормальная, 3, 4 |
Шариковый радиальный сферический двухрядный: - с цилиндрическим отверстием - с коническим отверстием |
2, нормальная, 3, 4, 5 аналогично |
Роликовый радиальный цилиндрический с цилиндрическим отверстием: - с взаимозаменяемыми кольцами - с невзаимозаменяемыми кольцами |
1, 6, 2, 3, 4 0, 5, нормальная, 6, 7, 8, 9 |
Роликовый радиальный цилиндрический с коническим отверстием: - с взаимозаменяемыми кольцами - с невзаимозаменяемыми кольцами |
2, 1, 3, 4 0, 5, 6, 7, 8, 9 |
Роликовый радиальный игольчатый с сепаратором: - с взаимозаменяемыми кольцами - с невзаимозаменяемыми кольцами |
1, 6, 2, 3, 4 5, нормальная, 7, 8 |
Роликовый радиальный игольчатый без сепаратора |
Нормальная, 2 |
Роликовый радиальный сферический однорядный: - с цилиндрическим отверстием - с коническим отверстием |
2, нормальная, 3, 4, 5 1, 2, нормальная, 3, 4, 5 |
Роликовый радиальный сферический двухрядный: - с цилиндрическим отверстием - с коническим отверстием |
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 Аналогично |
Роликовый тороидальный: - с цилиндрическим отверстием - с коническим отверстием |
2, нормальная, 3, 4, 5 Аналогично |
Шариковый радиально-упорный двухрядный: - с неразъёмным внутренним кольцом - с разъёмным внутренним кольцом |
2, нормальная, 3, 4 2, нормальная, 3 |
Шариковый четырёхконтактный |
2, нормальная, 3, 4 |
Параметры зазора подшпника в иностранных аналогах регламентированы международным стандартом ISO-492:
С1 - меньше чем С2
С2 - меньше нормального
CN - нормальный
С3 - больше нормального
С4 - больше чем С3
Посадочный
Зазор образуется из-за деформации во время монтажа изделия. Деформация возникает вследствие конструкционных особенностей посадочной зоны и установки внатяжку.
Рабочий
Радиальный рабочий зазор возникает в процессе эксплуатации детали. Параметр может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от температурного режима.
Роликовые подшипники с цилиндрическими, коническими и сферическими роликами лучше выбирать с небольшим рабочим зазором. В некоторых случаях они устанавливаются с преднатягом. Например, подшипники с цилиндрическими роликами в коробке передач. Для нормальной работы сферические подшипники лучше подбирать с положительным рабочим зазором.
Способы измерения
Для корректной работы оборудования в конкретных эксплуатационных условиях следует проводить измерение зазора в подшипнике. При этом учитывают класс скольжения/качения, габариты и особенности конструкций:
- для снятых изделий и собранных узлов пользуются свинцовой проволокой диаметром 1 мм, которая проталкивается в зазор и измеряется толщина;
- для боковых зазоров применяют пластинчатые и клиновые щупы;
- для рабочих зазоров показатели рассчитываются с помощью автоматизированных вибродиагностических стендов;
- для упорных подшипников скольжения осевой зазор регулируется проставочными шайбами;
- для разъёмных подшипников применяют регулировку шимами;
- для радиально-упорных подшипников используют гайки и пружины.
Также Вам могут быть интересны эти статьи
Подшипниковые изделия в магазинах представлена широкой линейкой зарубежных и российских производителей. Что из этого ассортимента выбрать: дорогую модель известного бренда или менее популярного производителя, но по более доступной цене? Всегда ли стоит покупать оригинал детали, или можно обойтись аналогом?
В последние десятилетия экономический рост Китая привел к значительному развитию его производственной базы. Одной из таких отраслей, которая показала значительный прогресс и успех, является производство подшипников.
Подшипники являются важной составляющей в различных отраслях, таких как автомобилестроение, промышленное оборудование, энергетика и многих других. Они обеспечивают плавное движение и снижение трения между вращающимися и неподвижными деталями механизмов. Со временем китайские подшипники завоевали мировой рынок благодаря своей доступности, надежности и качеству.
В данной статье мы рассмотрим наиболее известные и уважаемые бренды.
Ранее мы уже рассказывали о таких деталях как манжеты, сальники и, конечно, подшипники. Сегодня мы рассмотрим не менее важную деталь агрегата – втулку. Втулки начали применяться ещё в 19 веке, а история её создания напрямую связана с модернизацией велосипеда. Французский инженер Моро в 1897 году создал втулку со свободным ходом, в результате чего исчезла необходимость постоянно крутить педали.
При рядовой эксплуатации механического оборудования наблюдаются внезапные и постепенные отказы подшипниковых узлов. В этом случае подшипник частично или полностью утрачивает свою работоспособность. Чтобы избежать преждевременных отказов подшипников, необходимо знать основные виды повреждений и методы их обнаружения.
- d Внутренний диаметр, мм: 20 мм
- D Внешний диаметр, мм: 47 мм
- В Ширина, мм: 14 мм
- d Внутренний диаметр, мм: 25 мм
- D Внешний диаметр, мм: 52 мм
- В Ширина, мм: 20.6 мм
- d Внутренний диаметр, мм: 7 мм
- D Внешний диаметр, мм: 19 мм
- В Ширина, мм: 6 мм
- d Внутренний диаметр, мм: 17 мм
- D Внешний диаметр, мм: 40 мм
- В Ширина, мм: 12 мм